11. Аккорды, трезвучия

Продолжаем погружаться в глубины теории, на очереди аккорды. Аккорд — это созвучие из трёх или более звуков разной высоты. Наиболее часто, особенно в классической гармонии, употребляются трезвучия и септаккорды.

В этих аккордах звуки расположены по терциям. Помните, в первом уроке были такие слова, как обертон и натуральная квинта? Так вот, следующие обертоны, с 4 по 7, как раз расположены по терциям и образуют аккорд.

Трезвучие — это аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. В зависимости от того, какие терции входят в аккорд, аккорды бывают мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. В мажорном трезвучии сначала строится большая терция, потом малая, в минорном трезвучии — сначала малая терция, потом большая. В увеличенном трезвучии обе терции большие, а в уменьшённом — обе малые. Трезвучия обозначаются цифрами 53, например, мажорное трезвучие — Б 53, минорное — м 53, увеличенное — ув. 53 и уменьшённое — ум. 53. В джазовой традиции эти аккорды обозначаются по-другому:

Буква здесь обозначает основание аккорда: C – это до. Просто большой буквой обозначается мажорное трезвучие, в минорном трезвучии добавляется буква m, в увеличенном — сверху плюс, в уменьшённом — кружок.

Звуки аккорда имеют свои названия. Нижний основной звук, от которого строится аккорд, называется примой аккорда. Соседний звук, который расположен на расстоянии терции от основного, называется терцией аккорда. И соответственно верхний звук, находящийся на расстоянии квинты от основного, называется квинтой аккорда. Эти звуки можно обозначать цифрами 1, 3, 5.

Аккорды, как и интервалы, имеют обращения. Для построения обращения нужно нижний звук перенести на октаву вверх или верхний на октаву вниз.

Первое такое обращение получается переносом основания трезвучия на октаву вверх. Получается аккорд, который состоит из терции и кварты. А расстояние между верхним и нижним звуком становится равным сексте, поэтому аккорд называется секстаккордом. Его обозначают цифрой 6, например, T6 — тонический секстаккорд. Тоника — это основной звук тональности, первая её ступень. Возьмём самую простую тональность, до-мажор. Тоническое трезвучие в ней строится по терциям: до-ми-соль. Тонический секстаккорд будет ми-соль-до.

Следующее обращение: соль-до-ми. Такой аккорд называется квартсекстаккордом. Внизу у него кварта, а между верхним и нижним звуками секста. Обозначается такой аккорд цифрами 64, например, Т 64 — тонический квартсекстаккорд.

Попробуем построить разные виды трезвучий. Если у вас есть фортепиано или другая клавиатура под рукой, обязательно поиграйте эти аккорды. Строить аккорды на клавиатуре проще, да и полезно держать их, что называется, “в руках”. Например, нам нужно построить мажорное трезвучие от ноты ми. В таком аккорде мы сначала строим большую терцию вверх, потом малую. Получается ми-соль диез-си.

Теперь построим мажорный секстаккорд от ноты си. Сначала строим малую терцию вверх, потом кварту. Получится си-ре-соль. Чтобы понять, почему сначала идёт малая терция, можно представить, что мы строим мажорное трезвучие из середины. Большая терция идёт вниз до соль, а малая вверх к ре. А потом нижнюю соль переносим на октаву вверх.

Теперь построим минорный квартсекстаккорд от ноты ре. Сначала вверх идёт кварта, потом малая терция: ре-соль-си бемоль. Опять же, для проверки и для понимания можно перенести основание на октаву вверх: соль-си бемоль-ре. Должно получиться минорное трезвучие из малой и большой терции.

Теперь построим ещё увеличенное и уменьшённое  трезвучия от ноты фа. В увеличенном трезвучии вверх идут большие терции: фа-ля-до диез. В уменьшённом — малые: фа-ля бемоль-до бемоль. Обратите внимание на то, что нужно писать именно до бемоль, хотя энгармонически это равно ноте си. Интервал ля бемоль-си — это увеличенная секунда, а нам нужна именно малая терция. Обращения увеличенных и уменьшенных аккордов используются реже, поэтому их строить пока не будем.

На сегодня, пожалуй, хватит. В следующий раз будем разбирать и строить септаккорды, а пока сделайте

Задания

Постройте:

  • мажорное трезвучие от ноты фа;
  • минорное трезвучие от ноты си;
  • мажорный секстаккорд от ноты фа диез;
  • минорный секстаккорд от ноты ми бемоль;
  • мажорный квартсекстаккорд от ноты соль диез;
  • минорный квартсекстаккорд от ноты до;
  • увеличенное и уменьшённое трезвучие от ноты ля.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *