Звук – это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела. Таким телом может быть натянутая струна, пластик барабана, столб воздуха в духовом инструменте. Когда вы дёргаете струну или ударяете в барабан, они начинают колебаться и создают в воздухе звуковую волну. Волна достигает наших ушей и вызывает раздражение слухового нерва – так мы слышим звуки.
Звуки делятся на музыкальные и шумовые. Музыкальные звуки отличаются тем, что можно точно определить их высоту и повторить их голосом или на музыкальном инструменте. У шумовых звуков нет точной высоты, но есть своё выразительное значение: грохот, удар, гул, гудение. В классической музыке главную роль играют музыкальные звуки, а шумовые их подчёркивают. В современной академической и эстрадной музыке, в народной музыке шумовые звуки имеют большее значение, всё произведение может исполняться только на ударных инструментах.
Основные характеристики музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр.
Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха. Частота измеряется в герцах – это количество колебаний в секунду. Человек может воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 герц. Если звук имеет частоту меньше 16 герц, он называется инфразвуком, если больше 20000, то ультразвуком. Воспринимаемые звуки можно условно разделить на 3 регистра: низкие, средние и высокие. Низкие звуки имеют частоту от 16 до 200 герц, они делают звучание тяжёлым, мрачным, тёмным. Высокие звуки, наоборот, придают мелодии лёгкость и прозрачность. Их частота выше 800 герц. Диапазон от 200 до 800 герц задаёт средний регистр. Он наиболее близок к человеческому голосу, поэтому мелодии в этом регистре воспринимаются более тепло.
Громкость или сила звука зависит от амплитуды колебаний. Чем шире колеблется струна, тем громче получается звук. Постепенно струна колеблется всё меньше, и громкость звука уменьшается и затухает совсем. Сила звука влияет на характер музыкального образа. Героические, решительные образы требуют большой громкости, звучность лирических образов должна быть мягкой и нежной.
Длительность звука зависит от продолжительности колебаний. Колебания могут затухать самостоятельно или глушиться исполнителем, а могут, наоборот, поддерживаться движением смычка или дыханием. Смена длительностей образует ритм произведения.
Тембр – это окраска звука, которая зависит от появляющихся обертонов или призвуков. Чем их больше, тем ярче и богаче звук. По тембру мы отличаем инструменты друг от друга, одна и та же нота звучит по-разному на рояле, скрипке или флейте. Обертоны появляются на частоте, кратной частоте основного звука. У более низких звуков больше слышимых обертонов, поэтому инструменты низкого регистра отличаются сильнее.
Первый, самый яркий обертон появляется на частоте в два раза большей основной частоты. Так образуется октава – наиболее сливающиеся звуки. В европейской музыке принято делить октаву на 12 равных частей, называемых полутонами. Это называется равномерной темперацией.
О темперации.
Второй обертон звучит в три раза выше основного звука и образует натуральную квинту. Темперированная квинта состоит из 7 полутонов и отличается от натуральной. Например, частота звука «ля» равна 220 Гц. Звук на октаву выше звучит на частоте 440 Гц, на октаву и натуральную квинту выше – на частоте 660 Гц, на две октавы – на частоте 880 Гц. Чтобы найти частоту темперированной квинты, надо интервал октавы разделить на 12 частей и взять 7. Получаем 440 + (880-440)*7/12 = 696.67 Гц. Натуральная квинта звучала бы чище, но это сильно ограничило бы нас количеством звуков, подходящих к основному. В музыке можно было бы использовать только несколько близких друг другу тональностей. Равномерная темперация позволяет использовать больше звуков, но с небольшой погрешностью. Темперированные инструменты появились во времена Иоганна Себастьяна Баха. Он написал цикл пьес «Хорошо темперированный клавир» во всех 24 тональностях, мажорных и минорных от каждой из 12 нот. Немного более подробно обертоны и темперация описаны в статье из журнала “Квант”.
Вопросы и задания.
- Какие инструменты издают музыкальные звуки, а какие – шумовые?
- Какой диапазон у вашего инструмента? К какому регистру он относится?
- Какие основные характеристики звука?