В прошлый раз мы разобрались, как записывать ноты буквами. Такой способ может понадобиться, если вы пишете ноты в обычном тексте. Главный его недостаток в том, что так не получится записать длительности нот и ритм. Поэтому для записи нот используется специальное нотное письмо. Основные его элементы – это нотный стан, ноты и ключи.
Нотный стан – это 5 горизонтальных параллельных линеек. Можете скачать вот этот файл – это картинка нотного стана. Её можно распечатать и писать ноты на листе. Или купите специальную нотную тетрадь. Счёт линеек ведётся снизу вверх: внизу первая, потом вторая, третья, четвёртая и верхняя пятая. Ноты пишутся как на линейках, так и между ними. Если нужно поставить знаки альтерации (диезы, бемоли, дубль-диезы…), то они ставятся перед нотой. Если 5 основных линеек не хватает, то можно добавить короткие добавочные линейки. В этом уроке будем писать ноты только целыми, вот так:
Обозначение других длительностей нот разберём в следующем уроке.
Ключи.
Ключ – это знак, который определяет высоту нот на линейках. В нотной записи используются три вида ключей: ключ соль, ключ фа и ключ до. Ключ соль ещё называется скрипичным, он означает, что нота соль первой октавы находится на второй линейке. Ключ фа называется басовым. На четвёртой линейке между двух точек записывается нота фа малой октавы. Этих двух ключей хватает для записи любых нот. Навык чтения приходит с опытом, поэтому почаще читайте разные нотные тексты, играйте их на фортепиано или любом другом инструменте.
Я ещё упомянул ключ до. Он используется для некоторых оркестровых инструментов. Он показывает расположение ноты до первой октавы. Раньше этот ключ мог показывать на любую линейку, сейчас используются только два. Альтовый ключ пишется на третьей линейке, теноровый на четвёртой. В альтовом ключе пишутся ноты для альта, в теноровом иногда пишутся ноты для фагота, тромбона и виолончели. Если вы будете играть на этих инструментах, дирижировать ими или писать для них музыку, то обязательно изучите ключ до, если нет – можно даже не заморачиваться.
Есть ещё небольшая хитрость для инструментов в строе B, к ним относятся труба, кларнет, саксофон-тенор. Ноты для них пишутся в скрипичном ключе, но звучание и написание отличается на секунду. Поэтому можно представить, что они написаны в теноровом ключе, и добавить два бемоля при ключе. Что значит секунда и как пишутся бемоли при ключе, разберём в следующих уроках, сейчас пока просто дополнительная информация о пользе тенорового ключа 🙂
Для очень низких и очень высоких звуков может потребоваться много добавочных линеек, например, си и ля субконтроктавы и до и ре четвёртой октавы запишутся так:
Это не очень удобно для чтения. Поэтому существуют специальные знаки переноса на октаву. Если он написан над нотами, то ноты играются на октаву выше, если под нотами, то на октаву ниже. Те же самые ноты в этом случае запишутся так:
Если мелодия широкая, например, начинается в низком регистре и поднимается в верхний, то ключ можно менять посреди строчки. Поэтому в басовом ключе обычно не пишут знак переноса на октаву вверх, а просто ставят скрипичный ключ. Например, так:
С помощью всех этих знаков можно записать любую по высоте ноту.
Задания.
1. Запишите на нотном листе следующие ноты: до второй октавы, ми малой октавы, f3, G, A1, си малой октавы, соль первой октавы.
2. Сыграйте на фортепиано или виртуальной клавиатуре следующие ноты:
3*. Перепишите ноты из тенорового ключа в скрипичный или басовый: