Септаккорды и их обращения — это диссонирующие аккорды, так как в их состав входит либо септима, либо секунда. Поэтому септаккорды обычно требуют после себя какого-либо разрешения. Мы сейчас не будем вдаваться в подробности разрешения аккордов субдоминантовой группы и альтерированных аккордов, рассмотрим главное — разрешение доминантсептаккорда и уменьшённого вводного.
Неустойчивые звуки доминантсептаккорда D7 разрешаются в соответствии со своими ладовыми тяготениями, а основной звук разрешается скачком в тонику. В результате получается тоническая терция, или трезвучие без квинты, с утроенным основным звуком. Посмотрите, как разрешается D7 в тональностях до мажор и до минор:
Обращения D65 (доминантовый квинтсекстаккорд) и D43 (доминантовый терцквартаккорд) разрешаются в полное тоническое трезвучие. А D2 (доминантовый секундаккорд) разрешается в тонический секстаккорд. Посмотрите примеры разрешения обращений:
Иногда в музыке встречается неполный D7 без квинты. Такой аккорд разрешается в полное трезвучие:
Кроме того основной звук D7 можно повести не в тонику, а в шестую ступень, тогда получится трезвучие VI ступени с удвоенной терцией. Такой приём называется прерванный оборот.
Септаккорды VII ступени или вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие. При этом получается удвоенная терция.
По такому же принципу разрешаются вводные септаккорды в гармонических видах мажора и минора. Здесь получается уменьшённый септаккорд, который разрешается в тоническое трезвучие:
Есть ещё один вариант разрешения вводных аккордов. У них есть три общих звука с доминантсептаккордом, поэтому их можно оставить на месте. А септима вводного аккорда идёт вниз и получается обращение доминантсептаккорда. Дальше оно уже разрешается в тонику.
Задания
Напишите разрешение вводного и всех обращений доминантсептаккорда в тональностях ре мажор и ми минор.