10. Виды интервалов

Сегодня будет важная тема, в которой надо разобраться, — виды интервалов. Посмотрим, чем отличается малая терция от большой, а увеличенная кварта от уменьшенной квинты. 

Когда во втором уроке мы разбирали строение октавы, то отметили, между нотами ми-фа и си-до один полутон, а между остальными — два полутона. Теперь мы знаем, что ми-фа — это секунда. Так как в ней один полутон, она называется малой секундой. Между до и ре два полутона, такая секунда называется большой. Если малую секунду взять гармонически, то есть одновременно, то звучит она более резко, чем большая секунда.

Дальше посмотрим терции. В терции ре-фа три полутона, это малая терция, а в терции до-ми четыре полутона, это большая терция. Малая терция — это основа минорного аккорда, а большая — мажорного. Соответственно и звучит малая терция более мрачно, чем большая.

Дальше идут кварта и квинта, например, до-фа и ре-ля. Эти интервалы называются чистыми. Чистая кварта — это пять полутонов, а чистая квинтасемь полутонов. Интервал между ними содержит шесть полутонов или три тона, поэтому он и называется тритон. Чтобы его получить, можно раздвинуть или увеличить кварту или сузить или уменьшить квинту. Тогда и интервал будет называться увеличенная кварта или уменьшенная квинта. Например, ре-соль диез — это увеличенная кварта, а ре-ля бемоль — это уменьшенная квинта. На самом деле, это энгармонически равные интервалы, то есть звучат одинаково, но пишутся по-разному. Их отличие в том, куда они дальше идут или разрешаются. Увеличенные интервалы стремятся разрешиться вширь, увеличиться ещё больше. Уменьшенные, наоборот, разрешаются внутрь и уменьшаются дальше. При этом, если вы играете в какой-нибудь тональности, то при разрешении должны получиться интервалы той же тональности, иначе они будут звучат фальшиво, “не в тему”.

Например, увеличенная кварта ре-соль диез разрешается в интервал до диез-ля. Это будет тональность ля-мажор. А уменьшенная квинта ре-ля бемоль разрешается в интервал ми бемоль-соль. И тональность уже будет ми бемоль-мажор.

Когда мы дойдём до тональностей и интервалов в них, всё это разберём подробнее. Сейчас важно научиться правильно строить интервалы от любой ноты.

В интервале можно перенести основание на октаву вверх или вершину на октаву вниз, тем самым они меняются местами. Такая операция называется обращением интервала. При обращении интервала малые интервалы становятся большими, а большие — малыми. Например, до-ми — это большая терция, а ми-до — это малая секста.

Остались ещё два чистых интервала — это чистая прима и чистая октава. В чистой приме ноль полутонов, это просто повторение звука, а в чистой октаве — двенадцать полутонов. При обращении чистые интервалы остаются чистыми, чистая кварта становится чистой квинтой, а чистая прима – чистой октавой.

Кратко интервалы обозначаются буквой и цифрой. Чистые интервалы обозначаются буквой ч., большие интервалы — буквой б., малые — м., увеличенные — ув., уменьшенные — ум. Это качественное измерение интервала. Цифра показывает число ступеней в интервале или количественное измерение. Например, малая терция — это м.3, большая септима — б.7, чистая октава — ч.8, увеличенная кварта — ув.4, уменьшенная квинта — ум.5. 

Примеры основных интервалов

И ещё один момент из серии “Со звёздочкой”. Если мы возьмём, например, большую терцию до-ми и повысим в ней ми. Получится интервал до-ми диез. Энгармонически он равен чистой кварте, но фактически это будет увеличенная терция ув.3. Если мы просто сыграем кварту до-фа, то она не стремится куда-нибудь разрешиться. Но если мы находимся в тональности фа диез-минор и играем тот же интервал до бекар-ми диез, то он уже будет разрешаться в квинту си-фа диез. Пойдём дальше, в этой тональности есть увеличенная кварта си-ми диез. Если в ней понизить си до си бемоль, то получится дважды увеличенная кварта: си бемоль-ми диез. Энгармонически она будет равна чистой квинте, но разрешаться в интервал ля-фа диез. Но повторюсь, сейчас это может быть непонятно, подробнее эти моменты разберём в теме тональностей.

Осталось только сделать задания и научиться быстро строить интервалы от любой ноты.

Задания
  1. Постройте м.3 от fis, б.6 от cis, ч.4 от d, ум.5 от a, ч.1 от e, б.7 от b, дв. ув. 4 от es.
  2. Постройте следующие интервалы по цепочке: ч.4 вниз от си бемоль, от этого звука б.6 вверх, потом б.7 вниз, потом б.2 вверх, м.2 вверх, ув. 2 вверх и в конце ч.4 вверх от фа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.