9. Интервалы

Сегодня от чтения нотного текста переходим к собственно теории музыки. Начнём с интервалов.

Интервал – это сочетание двух звуков различной высоты. Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной. Интервалы могут быть представлены двумя способами: гармоническим и мелодическим. В гармоническом виде звуки берутся одновременно, а в мелодическом – последовательно. В мелодическом виде интервал может быть восходящим и нисходящим, в зависимости от того, как идёт мелодия.

Интервалы различаются по расстоянию между основанием и вершиной. Это расстояние определяется количеством ступеней между ними. Важно отметить, что название интервала не зависит от реального количества полутонов. Основные ступени звукоряда: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Например, от ре до соль или от фа до си 4 ступени. Такой интервал называется квартой. Вне зависимости от того, какие знаки альтерации стоят у нот и сколько реально полутонов в этой кварте, она всегда остаётся квартой. При этом она может быть чистой, увеличенной или уменьшенной, даже дважды увеличенной и быть энгармонически равной другому интервалу, но фа-си – это кварта. О видах интервалов и энгармонизме подробно поговорим в следующий раз. Сейчас разберём основные названия интервалов.

Интервалы делятся на простые и составные или сложные. Простые интервалы по величине не превышают октавы. К ним относятся прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста и септима. Они так называются в зависимости от того, какой ступенью является вершина по отношению к основанию. Посмотрите таблицу:

Название интервала Ступень вершины Пример
Прима 1 До-до, соль-соль
Секунда 2 Ре-ми, си-до
Терция 3 Ми-соль, ля-до
Кварта 4 До-фа, фа-си
Квинта 5 Ля-ми, фа-до
Секста 6 До-ля, соль-ми
Септима 7 Ре-до, ля-соль

Примеры нотной записи простых интервалов:

Составные интервалы состоят из октавы и простого интервала.

Название Ступень вершины Размер
Нона 9 Октава + секунда
Децима 10 Октава + терция
Ундецима 11 Октава + кварта
Дуодецима 12 Октава + квинта
Терцдецима 13 Октава + секста
Квартдецима 14 Октава + септима
Квинтдецима 15 Две октавы

Примеры составных интервалов – определите, какие это интервалы:

Часто говорят просто, например, квинта через октаву, так даже понятнее. Но можете назвать официально – дуодецима 🙂 Такие интервалы часто встречаются в широких аккордах, например, нонаккорд, терцдецимаккорд. С такими аккордами будем разбираться позднее.

Сегодня разберём только, как построить нужный интервал. Интервалы от звука можно строить как вверх, так и вниз. Надо понять, сколько ступеней содержит интервал (по таблице выше), а потом отсчитать это количество от основания, которое будет единицей.

Например, квинта от соль вверх будет ре, так как ре является пятой ступенью при восходящем движении от соль. А квинта от соль вниз – это до.

Теперь попробуйте выполнить задания самостоятельно и свериться с ответами.

Задания
  1. Постройте интервалы в гармоническом виде: кварта от соль, квинта от ми, секунда от фа, октава от до, секста от ля, терция от ре, септима от ми, прима от соль.
  2. Постройте интервалы в мелодическом виде: квинта вверх от фа, терция вниз от си, октава вверх от ре, кварта вверх от ля, секунда вниз от фа, септима вверх от до, секста вниз от си.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *