6. Ритм

Тема ритма тесно связана с предыдущей – с метром. Ритм – это чередование звуков разной длительности в такте. Ритм подчиняется метру, но может при этом варьироваться. Это значит, что внутри такта могут быть какие угодно длительности, но их сумма должна быть равна размеру такта. Посмотрите на примеры различных ритмов:

Обратите внимание на то, как группируются ноты. Для группировки есть специальные правила:

  1. В простых и четырёхдольных тактах ритм записывают так, чтобы в такте было столько групп, сколько в нём тактовых долей.
  2. В сложных тактах ноты группируют так, чтобы группы соответствовали простым тактам.
  3. Если в такте есть паузы, то они входят в сумму длительностей группы.
  4. Иногда, если нот немного, а такт небольшой, то ноты пишут одной группой. Например, такт 3/8 часто записывается одной группой.

Посмотрим ещё несколько примеров группировки:

Следующее важное понятие – это синкопа. Синкопа – это перемещение акцента с сильной или относительно сильной доли на слабую. Есть следующие типы синкоп:

  1. Внутритактовая. Она образуется при слиянии более слабой доли с последующей более сильной долей в том же такте. Например:
  2. Междутактовая. Образуется при слиянии последней слабой доли такта с сильной долей следующего такта. Например:
  3. Синкопы, в которых нет слияния слабой и сильных долей. В таких синкопах на сильной доле пауза, после которой звук воспринимается как акцент. Это ещё называется «играть на слабую долю», часто используется в музыке ска или рэгги.

Последняя тема, связанная с ритмом, – это свободное деление длительностей. При свободном делении доля не на 2 или 4 части, а на 3, 5, 6, 7 частей. Может быть и другое деление, но такое используется чаще всего. Соответственно, получаются ноты, которые называются триолями, квинтолями, секстолями и септолями.

Триоль – это группа нот, которая образуется делением основной длительности на 3 равные части. При этом триоль записывается нотами, длительность которых в два раза меньше основной, и охватывается прямой
скобкой с цифрой 3. Посмотрим примеры записи триолей:

В отличие от триолей квинтоли и септоли записываются нотами, длительность которых в четыре раза меньше основной. Посмотрите пример, здесь четыре такта. В первом одна целая нота, во втором целая нота записана четвертными квинтолями, в третьем – четвертными септолями, в четвёртом две половинные ноты записаны восьмыми квинтолями и септолями.

Для трёхдольных тактов иногда ещё встречается деление на две или четыре части, называемые дуолями и квартолями, например, вот так:

Вообще говоря, восьмая дуоль в первом такте – это то же самое, что восьмая нота с точкой, длительность будет такая же. Так что можно писать и так, и так, как удобнее.

На этом разбор различных длительностей закончен. Для большинства произведений этого вполне достаточно. Если же вам нужен полный ритмический хардкор, посмотрите вот это видео:

Задания
  1. Расставьте тактовые черты и сгруппируйте ноты по правилам группировки
  2. Укажите синкопы и свободное деление длительностей в этих же примерах.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *