4. Запись длительности звуков.

В прошлый раз мы смотрели, как записывается высота звука. Сегодня разбираемся с длительностями. Тогда мы записывали ноты только целыми – одиночными овалами. Они условно считаются самыми длинными нотами. Остальные длительности получаются делением пополам, например, целая нота состоит из двух половинных . Каждая половинная нота делится на две четвертные . Палочки сбоку от овалов называются штилями. Дальше для обозначения более мелких длительностей к штилям прибавляются флажки. Четвертная нота делится на две восьмые , восьмая – на две шестнадцатых , шестнадцатая – на две тридцатьвторых .

Посмотрите, сколько нот может быть в такте и как их писать и группировать.

Обычно ноты, которые располагаются ниже третьей линейки, пишутся штилем вверх, а ноты выше третьей линейки – штилем вниз. Ноты на самой третьей линейке можно писать как штилем вверх, так и вниз. При этом штиль вверх пишется справа, а штиль вниз – слева. Флажки же всегда пишутся справа. Посмотрите ещё примеры записи нот

Не всегда нужную длительность можно записать такими нотами. Бывает, что звук длиннее восьмой ноты, но короче четвертной. Тогда нужно использовать специальные знаки увеличения длительности – это точка, лига и фермата.

Точка ставится справа от ноты и увеличивает длительность на её половину. Например, , . Можно поставить две точки, тогда длительность увеличится ещё на четверть от основной длительности: ,.

Лига – это дуга, которая связывает ноты одной высоты. Тогда звук не прерывается, а продолжается столько, сколько обозначают все залигованные ноты. Например, можно слиговать ноты так: . Тогда звук будет длиться как три целые ноты. Или так: – эта нота звучит как пять восьмых. Четыре восьмых – это половинная нота и ещё одна восьмая залигована.

Фермата – это вот такой значок . Он ставится над нотой и обозначает удлинение звука настолько, насколько захочет исполнитель. Обычно удлиняют на половину длительности, но можно и на целую длительность, и даже больше.

Теперь посмотрим, как записываются паузы, или перерывы в звучании. Паузы имеют такие длительности, как и ноты, только обозначаются по-другому. Посмотрите на паузы на картинке

Здесь сначала идёт целая пауза, потом две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, шестнадцать шестнадцатых и тридцать две тридцатьвторых паузы. Обратите внимание, что в целой паузе чёрточка пишется под четвёртой линейкой, а в половинной – над третьей.
Паузы, как и ноты, могут удлиняться точками или ферматами, но не лигами. Например, ,
И ещё один термин на сегодня – акколада.
Когда произведение пишется не на одном нотном стане, а на нескольких, то они объединяются акколадой – прямой или фигурной скобкой. Фигурной скобкой объединяются станы для одного инструмента, например, для фортепиано или арфы. А прямой скобкой объединяются разные инструменты.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *