20. Элементы структуры музыкального языка

Сегодня будет последняя тема из курса элементарной теории музыки. Разберём несколько важных определений: период, предложение, фраза, мотив, отклонение, модуляция. Начнём с периода.
Период — это изложение относительно развитой и законченной музыкальной мысли в гомофонной музыке. Слово гомофонная музыка здесь неслучайно, в полифонической музыке музыкальная мысль имеет немного другую структуру. Здесь же у нас есть некоторая мелодия, остальное — это гармония, или аккорды. Звуки аккорда могут играться как одновременно, так и последовательно. Вид, в котором представлены аккорды, называется фактурой. Например, для песен под гитару можно играть аккорды боем, а можно перебором, это разные виды фактуры.

Но вернёмся к периоду. Обычно период заканчивается полной совершенной каденцией. В одном из прошлых уроков мы уже разбирали, что такое полный оборот. Это оборот вида T-S-D-T, например, такой:

полный оборот в ре мажоре

Также каденция может быть автентической (T-D-T) и плагальной (T-S-T). Но часто ещё встречается такой вариант, где перед доминантой появляется тонический квартсекстаккорд T64. Он строится на пятой ступени лада, поэтому в нём есть и доминантовая функция. Соответственно он переходит в доминанту, которая потом разрешается в тонику. Такой аккорд называется кадансовым и обозначается как K64.

оборот с кадансом

В классической музыке период часто состоит из 8 тактов, но в целом его строение может быть разным. У него могут быть вступления, дополнения, расширения, больше тактов, меньше тактов. Но мы пока не будем в это углубляться, может, когда-нибудь будет курс анализа, там рассмотрим подробнее. Сейчас пока берём только восьмитактовые периоды, большинство задач по гармонии будут иметь именно такую форму.

Период в свою очередь часто делится на две части, которые называются предложениями. Эти предложения могут начинаться похоже, даже одинаково, но первое предложение обычно завершается на доминанте. Это серединная каденция. Дальше нужно продолжить период и завершить его уже полной каденцией.

Предложение в свою очередь может делиться на более мелкие структуры: фразы и мотивы. Мотив — это наименьшая часть мелодии, которая имеет своё выразительное значение, и которую можно узнать при появлении. Вот, например, мотив из Пятой симфонии Бетховена:мотив судьбы

Он короткий и запоминающийся, мы его сразу узнаем. А мотивы уже объединяются во фразы. То есть, условно получается восьмитактовый период состоит из двух предложений по 4 такта, предложение из двух фраз по 2 такта, и фраза из двух однотактовых мотивов. Но, конечно, строение может быть и другим.

И ещё два важных термина: модуляция и отклонение. Музыкальные произведения не всегда пишутся в одной тональности, смена тональности — это одно из важных средств развития музыки. Соответственно, переход из одной тональности в другую называется модуляцией. При этом в новой тональности надо закрепиться, то есть утвердить новую тонику. Если новая тональность появляется ненадолго, и после неё возвращается первая тональность или появляется ещё одна, то такой переход называется отклонением.

Обычно модуляция выполняется так. Один из аккордов первой тональности воспринимается как аккорд другой тональности, он называется общим аккордом. Затем появляется аккорд, которого нет в первой тональности, а есть только во второй. Это модулирующий аккорд. Дальше идут аккорды уже в новой тональности. Вот пример модуляции из до мажора в ми минор.

модуляция из до мажора в ми минор

Тоника до мажора — это шестая ступень ми минора, это общий аккорд. Затем идёт модулирующий квинтсекстаккорд второй ступени, уже в ми миноре. Дальше он переходит в доминанту ми минора и разрешается в новую тонику.

Всё, на этом пока остановимся. Курс элементарной теории заканчивается, дальше я хочу сделать курс классической гармонии. В нём будет теория и много практики решения задач. Следите за новостями, скоро всё будет 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.