14. Тональности

В прошлый раз мы смотрели строение мажорной и минорной гаммы. Теперь от них перейдём к тональностям. Тональность – это лад, построенный от конкретной ноты. Например, мы говорим, тональность соль-минор или ля-мажор, это значит, что мы построили минорную гамму от ноты соль или мажорную гамму от ноты ля. Они выглядят вот так:

Мажорные тональности обозначаются заглавной буквой и словом dur, а минорные – маленькой буквой и словом moll. Например, ля мажор – это A-dur, а соль минор – g-moll. Если произведение написано в какой-нибудь тональности, то бемоли и диезы у нот будут соответствовать гамме. Поэтому знаки тональности пишут «при ключе», они действуют на протяжении всего произведения или до их смены. Ключевые знаки для тональностей соль-минор и ля-мажор запишутся так:

Знаки при ключе появляются не произвольно, а по определённой закономерности. В тональностях до-мажор и ля-минор ключевых знаков нет. А дальше, если тоника идёт на квинту вверх, то добавляется один диез, а если на квинту вниз – то один бемоль. Получаются такие таблички:

Мажорная тональность Минорная тональность Знаки
С-dur (до мажор) a-moll (ля минор) нет знаков
G-dur (соль мажор) e-moll (ми минор) 1 диез
D-dur (ре мажор) h-moll (си минор) 2 диеза
A-dur (ля мажор) fis-moll (фа-диез минор) 3 диеза
E-dur (ми мажор) cis-moll (до-диез минор) 4 диеза
H-dur (си мажор) gis-moll (соль-диез минор) 5 диезов
Fis-dur (фа-диез мажор) dis-moll (ре-диез минор) 6 диезов

 

Мажорная тональность Минорная тональность Знаки
С-dur (до мажор) a-moll (ля минор) нет знаков
F-dur (фа мажор ) d-moll (ре минор) 1 бемоль
B-dur (си-бемоль мажор) g-moll (соль минор) 2 бемоля
Es-dur (ми-бемоль мажор) c-moll (до минор) 3 бемоля
As-dur (ля-бемоль мажор) f-moll (фа минор) 4 бемоля
Des-dur (ре-бемоль мажор) b-moll (си-бемоль минор) 5 бемолей
Ges-dur (соль-бемоль мажор) es-moll (ми-бемоль минор) 6 бемолей

Тональности с 6 знаками энгармонически равны, так как фа-диез – это то же самое, что соль-бемоль. Поэтому можно писать, как больше нравится, или с диезами, или с бемолями. Если дальше прибавлять знаки, то всегда можно будет найти энгармонически равную тональность с меньшим числом знаков. Например, тональность с семью диезами – до-диез мажор равна тональности с пятью бемолями – ре-бемоль мажор. В сумме число знаков в таких тональностях будет равно 12. То есть можно написать либо 2 диеза, либо 10 бемолей, но 10 бемолей, конечно, никто не пишет 🙂 Иногда ещё используются тональности с 7 знаками, но редко.

Сами знаки тоже появляются по квинтовому порядку. Порядок появления диезов: фа – до – соль – ре – ля – ми – си, порядок появления бемолей обратный: си – ми – ля – ре – соль – до – фа. Его лучше просто запомнить как считалку. Теперь попробуем определить знаки какой-нибудь тональности, например, фа-диез минор. Смотрим по табличке, что в этой тональности 3 диеза. Если таблички под рукой нет, то надо взять ноту ля и от неё строить квинты, пока не дойдём до фа-диеза. Для мажорных тональностей начинаем от ноты до. Потом берём порядок появления диезов и отсчитываем три: фа – до – соль. В таком порядке их и пишем при ключе:

Или возьмём ля-бемоль мажор. Это тональность с четырьмя бемолями. Отсчитываем по порядку четыре бемоля: си – ми – ля – ре, записываем их при ключе:

Минорные и мажорные тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Например, ля мажор параллелен фа-диез минору, а си-бемоль мажор – соль минору. Параллельные тональности отстоят друг от друга на малую терцию.

Все эти таблички и рассуждения можно объединить в одном рисунке, это называется квинтовый круг тональностей. Картинку я взял из Википедии. На этом или аналогичном круге вы всегда сможете определить, в какой тональности сколько знаков.

Квинтовый круг часто печатают на обложках нотных тетрадей, потому что это действительно полезная штука. Но со временем, если вы будете часто играть гаммы, читать нотный текст и определять тональности, это запомнится до автоматизма. Чтобы определить тональность произведения, посмотрите на ключевые знаки и последнюю ноту. Обычно произведение заканчивается на тонике. Поэтому если в нотах при ключе один бемоль, а последняя нижняя нота фа, то тональность фа мажор, а если последняя нота ре, то ре минор.

Задания
  1. Напишите ключевые знаки в тональностях: фа мажор, фа минор, си мажор, ми минор.
  2. Определите, какие тональности могут быть с такими знаками:


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *